Курсы аудита - подготовка и аттестация аудиторов. Квалификационный аттестат аудитора Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией

Учебный курс
«Подготовка к сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора»

Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее - претендент):

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявки на квалификационный экзамен стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации .

К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование (экономическое или юридическое) в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. (Бакалавр, Диплом о переподготовке не подходит).

Квалификационный экзамен проводится Единой аттестационной комиссией (ЕАК), которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленным Минфином России.

Учебная программа курса:

  1. Раздел I. Область знаний: «ПРАВО».
    • Тема 1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений.
    • Тема 2. Организационно-правовые формы юридических лиц.
    • Тема 3. Корпоративное управление в коммерческих организациях.
    • Тема 4. Объекты гражданских прав.
    • Тема 5. Сделки.
    • Тема 6. Представительство. Доверенность.
    • Тема 7. Право собственности и иные вещные права.
    • Тема 8. Обязательства, способы их обеспечения, порядок и сроки исполнения и взыскания.
    • Тема 9. Гражданско-правовой договор.
    • Тема 10. Правовое регулирование трудовых отношений.
    • Тема 11. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
    • Тема 12. Внешнеэкономическая деятельность. Валютное регулирование и валютный контроль.
    • Тема 13. Несостоятельность (банкротство) организации.
    • Тема 14. Правовое регулирование деятельности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 15. Основы системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Российской Федерации. Основы системы противодействия коррупции.
  2. Раздел II. Область знаний: «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ».
    • Тема 1. Регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации.
    • Тема 2. Общие требования к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Порядок представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (РСБУ).
    • Тема 4. Учет основных средств.
    • Тема 5. Учет затрат на освоение природных ресурсов.
    • Тема 6. Учет нематериальных активов.
    • Тема 7. Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
    • Тема 8. Учет финансовых вложений.
    • Тема 9. Учет материально-производственных запасов и незавершенного производства.
    • Тема 10. Учет денежных средств и их эквивалентов.
    • Тема 11. Учет расчетов и обязательств.
    • Тема 12. Учет капитала, резервов и других источников финансирования организации.
    • Тема 13. Учет финансовых результатов.
    • Тема 14. Учет налога на прибыль.
    • Тема 15. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы.
    • Тема 16. Учет операций в иностранной валюте.
    • Тема 17. Учет совместной деятельности.
    • Тема 18. Особенности учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций финансового сектора экономики.
    • Тема 19. Международные стандарты финансовой отчетности.
  3. Раздел III. Область знаний: «НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
    • Тема 1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Субъекты налоговых правоотношений.
    • Тема 2. Налоговое обязательство и его исполнение.
    • Тема 3. Налоговый контроль. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение.
    • Тема 4. Налог на прибыль организаций.
    • Тема 5. Налог на добавленную стоимость.
    • Тема 6. Акцизы.
    • Тема 7. Налог на доходы физических лиц.
    • Тема 8. Имущественные налоги.
    • Тема 9. Налог на добычу полезных ископаемых.
    • Тема 10. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на обязательное пенсионное и социальное страхование.
  4. Раздел IV. Область знаний: «ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ, ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА, УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ, ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ».
    • Тема 1. Финансы организации.
    • Тема 2. Бюджетирование в системе управления финансами.
    • Тема 3. Финансовый анализ и его методы.
    • Тема 4. Анализ и оценка доходов организации.
    • Тема 5. Анализ и оценка расходов организации и себестоимости продаж.
    • Тема 6. Анализ и оценка финансовых результатов.
    • Тема 7. Анализ и оценка внеоборотных активов.
    • Тема 8. Анализ и оценка оборотных активов.
    • Тема 9. Анализ и оценка рентабельности активов и собственного капитала.
    • Тема 10. Анализ и оценка финансового состояния организации.
    • Тема 11. Методы комплексного финансового анализа и оценки эффективности бизнеса.
    • Тема 12. Основы финансового менеджмента.
    • Тема 13. Управление рисками.
    • Тема 14. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля и внутреннего аудита.
  5. Раздел V. Область знаний: «АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ».
    • Тема 1. Понятие и содержание аудиторской деятельности.
    • Тема 2. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
    • Тема 3. Профессиональная этика аудиторов.
    • Тема 4. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.
    • Тема 5. Международные стандарты аудита финансовой информации.
    • Тема 6. Международные стандарты заданий по проведению обзорных проверок (МСОП).
    • Тема 7. Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации (МСЗОУ).
    • Тема 8. Международные стандарты сопутствующих аудиту услуг (МССУ).
    • Тема 9. Контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций.

Институт международных стандартов учета и управления осуществляет подготовку к сдаче квалификационного экзамена на аттестат аудитора по , утвержденной Единой аттестационной комиссией (ЕАК) .

Аттестат аудитора является необходимым документом для подписи аудиторских заключений и является залогом успешной карьеры в аудите. Особенно востребованы на рынке труда аудиторы с единым аттестатом нового образца, полученным начиная с 2011 года.

Курсы аудиторов проводятся очно с подробным изложением всего материала программы преподавателем на занятиях, детальным разбором тестов в аудитории и повторением проблемных вопросов.

Занятия проводят доктора и кандидаты экономических наук, практикующие аудиторы и консультанты крупных аудиторских компаний, финансовые директора и аналитики, имеющие многолетний преподавательский опыт. Помимо общих занятий, курсы аудиторов включают также возможность получения индивидуальных консультаций касательно практических вопросов, связанных с тонкостями аудита, бухгалтерского учета и налогообложения.

По окончании обучения, в случае успешного прохождения всех этапов квалификационного экзамена, выдается единый аттестат нового образца , который позволяет аудитору подписывать аудиторские заключения без ограничений по отрасли, форме собственности и размеру проверяемой организации. Получаемые в ходе подготовки знания позволяют считать обладателя аттестата экспертом в области бухучета и аудита.

Претендент на получение квалификационного аттестата должен соответствовать квалификационным требованиям к уровню образования и стажу работы, изложенным ниже.

К сдаче квалификационного экзамена допускаются претенденты, имеющие высшее образование, полученное в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Аттестат аудитора выдается саморегулируемыми организациями (СРО) при условии, что ко дню объявления результатов квалификационного экзамена претендент имеет стаж работы, связанный с осуществлением аудиторской деятельности, либо ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Наши преимущества:

  • Наши слушатели имеют уникальную возможность без дополнительной оплаты и без ограничений посещать занятия по другим направлениям обучения.
  • Очная форма обучения, Вы целиком вовлечены в подготовку, не отвлекаетесь на посторонние рабочие или личные дела.
  • Оплата в рассрочку

Основные разделы программы:

  • Правовое регулирование хозяйственной деятельности
  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Налогообложение юридических и физических лиц
  • Финансы организаций: менеджмент и анализ
  • Аудит
  • Самостоятельная подготовка и решение задач
  • Консультации перед экзаменом по всем темам

Необходимые документы для поступления

  • Регистрационный лист
  • Нотариально заверенная копия диплома об образовании
  • 4 цветные фотографии 3х4 (желательно матовые и без уголка)
  • В случае несовпадения фамилии претендента в дипломе, паспорте и трудовой книжке необходимы нотариально заверенные копии документов (свидетельство о браке, разводе и т.д.), подтверждающие смену фамилии.

Регистрация:

Для регистрации необходимо выслать по электронной почте заполненный регистрационный лист.

Порядок аттестации:

Регистрация на экзамен осуществляется слушателями самостоятельно на сайте Единой аттестационной комиссии (ЕАК) www.eak-rus.ru. Квалификационный экзамен состоит из двух этапов: компьютерного тестирования и выполнения письменной работы. Компьютерное тестирование проводится каждый месяц. Претенденты, успешно сдавшие тестирование, допускаются к письменной работе. Сдача письменного экзамена организуется Единой аттестационной комиссией два раза в год, обычно, в декабре и июле.

Оформление результатов обучения:

Квалификационный аттестат аудитора

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:

  • 1) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
  • 2) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен "вход" в профессию с высшим образованием по любой специальности);
  • 3) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель, - в обязательном аудите).

Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

  • а) заявление;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:

  • - общий аудит;
  • - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  • - аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.

Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.

Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.

Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует основным требованиям;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента в части образования;
  • 3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:

  • 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям;
  • 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) несоблюдения аудитором требований ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части независимости аудитора и аудиторской тайны;
  • 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
  • 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
  • 7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности представляет собой согласно статье 15 Федерального закона от 07.08.2001 №119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Закон) проверку квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

О том, что такое квалификационный аттестат аудитора и какие требования предъявляются к претендентам на его получения, рассмотрено в настоящей статье.

Квалификационный аттестат аудитора


Аттестация аудиторов осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Однако при этом каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Обучение по программам повышения квалификации осуществляется лицами, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 16 Закона в случае, если аудитор нарушает установленное комментируемой статьей требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, квалификационный аттестат аудитора.

Форма бланка квалификационного аттестата аудитора утверждена Приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. №34н:

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. №80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Закона, на аттестаты, предусмотренные Законом.

Согласно п. 2 Правил обмен квалификационных аттестатов аудитора производится Минфином по заявлению аудитора (с приложением квалификационного аттестата аудитора) по истечении срока действия обмениваемого аттестата без проведения повторной аттестации.

На бланке квалификационного аттестата аудитора, выдаваемого в порядке обмена, указываются наименование центральной аттестационно - лицензионной аудиторской комиссии, на основании решения которой был выдан обмениваемый аттестат, номер и дата протокола заседания указанной комиссии, а также производится запись "аттестат выдан в порядке обмена".

Обмен аттестата производится в срок не более 30 дней с момента регистрации в Минфине заявления аудитора об обмене аттестата. Плата за обмен не взимается.

Обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора


Согласно п. 2 статьи 15 Закона таким требованиями являются:
  • наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;
  • наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее 3-х лет.
Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Согласно п. 2 статьи 18 Закона одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности является организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ.

На основании этого Приказом Минфина от 12 сентября 2002 г. №93н утверждено Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ, согласно п. 2 которого аттестация, обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в учебно-методических центрах (УМЦ), включенных в государственный реестр учебно-методических центров.

Временное положение определяет:

  • порядок включения, отказа на включение учебно-методических центров в государственный реестр учебно-методических центров и исключения учебно-методических центров из государственного реестра;
  • порядок проведения аттестации;
  • порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности;
  • порядок обучения и повышения квалификации аудиторов.

      © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Рано или поздно специалист, имеющий хоть какое-то отношение к бухгалтерскому учету, задумывается, а не стать ли ему аудитором? Но для этого необходимо наличие квалификационного аттестата. Наш эксперт задался целью получить этот документ.
Двойная запись №12, 2003

Елена Соколова, эксперт журнала

Выбирай...

Работать аудитором в ближайшем будущем я не собиралась, но вот получить аттестат все же надумала. Во всяком случае лишним он никогда не будет, решила я. Благо высшее экономическое образование имеется, да и стаж подходит. Первой трудностью, с которой мне пришлось столкнуться, был выбор учебно-методического центра (УМЦ), занимающегося подготовкой специалистов к тестированию и экзамену. Как среди обилия подобных заведений выбрать достойный: чтобы и цена была приемлемой, и качество курсов не оставляло желать лучшего? Узнать стоимость обучения труда не составило. Для этого достаточно было просмотреть ряд бухгалтерских журналов, поискать в них объявления, которые дают УМЦ, и позвонить по указанным телефонам. Как выяснилось, стоимость курсов в Москве колеблется в среднем от 11 тысяч до 15 тысяч рублей плюс 2 тысячи за допуск к тестированию и экзаменам. Само обучение длится около двух месяцев.

А вот о качестве предоставляемых там знаний по телефону судить трудно – помочь в этом могут только те счастливцы, которые уже окончили подобные курсы. К сожалению, таких знакомых у меня нет, поэтому пришлось воспользоваться интернетом. На специализированных сайтах есть форумы, где можно найти отзывы аудиторов о качестве лекций в том или ином заведении. Правда, не факт, что эти отзывы объективны.

После того как я выбрала учебное заведение, мне предстояло явиться туда с документами и заключить договор. А документы требовались такие: заверенная у нотариуса копия диплома, копия трудовой книжки (ее можно заверить по месту работы), копия свидетельства о присвоении ИНН, заявление о допуске к аттестации и квитанция об оплате «экзаменационного» взноса в сумме 2 тысяч рублей. Вообще-то принести все эти бумаги следовало до начала лекций, но нам разрешили сделать это в течение первой недели обучения.

Первый раз в первый класс

Лекции начинались в пять вечера, поэтому с работы приходилось отпрашиваться. Правда, занимались мы не целую неделю, а с понедельника по четверг. Обучение было построено весьма удачно, с разбивкой по дисциплинам. То есть сначала читали один предмет, потом второй и т. д., причем начали с самой трудной дисциплины – «Финансы», что, на мой взгляд, очень правильно. Ведь как обычно бывает? Сперва посещаемость стопроцентная, а в последние дни аудитории заполнены в лучшем случае наполовину...

Всего в расписании значилось пять дисциплин: кроме «Финансов» еще «Налоги», «Аудит», «Бухгалтерский учет» и «Право». Преподавательский состав состоял в основном из профессоров – преподавателей вузов. Практикующий специалист вел только курс по «Аудиту». Возможно, именно поэтому его лекции были более интересны, чем остальные. А вообще мне как специалисту, проработавшему некоторое время в бухгалтерской сфере, особых знаний занятия не дали. Мало того, что наши наставники-теоретики в основном пересказывали нормативные акты и учебники, которые можно купить в любом магазине, некоторая информация была еще и устаревшей. На наши возмущенные возгласы лектор отвечал, что в самих тестах могут попасться «старые» вопросы, а Минфин оставляет их намеренно, поскольку аудитор проверяет прошлые периоды и знать такие нормы обязан.

Хотя какую-то пользу от посещения УМЦ я все же получила (так сказать, для общего развития). Например, теперь знаю, что такое «эффект финансового рычага» и как его рассчитывать. А если честно, не представляю, зачем это нужно аудитору. Такая информация полезна, скорее, экономисту. Кстати говоря, в нашей группе были и такие, кто вовсе не ходил на лекции. Они просто брали у добросовестных «однокашников» конспекты и ксерокопировали.

Проверка на прочность

Самое ценное, что мы получили от обучения, это не знания, а тесты, которые нам раздали еще перед самым началом занятий. Между прочим, не всякий учебный центр может обеспечить ими своих клиентов. Поэтому мой вам совет: при выборе УМЦ обязательно поинтересуйтесь, предоставляют ли они такие тесты. На последнем занятии (по каждому предмету) преподаватель диктовал нам правильные ответы на предлагаемые Минфином вопросы.

Затем нам выдали документ, свидетельствующий об окончании обучения, и отвели месяц на подготовку к заключительному этапу, предупредив, что главное – пройти тестирование, потренироваться в котором нам дали за неделю до этого знаменательного события. Отмечу, что пробный тест большинство из нас заполнили неудачно.

Вот здесь я хотела бы дать совет тем, кто собирается «сдавать на аудитора»: перед экзаменами неплохо было бы взять отпуск или отгулы для того, чтобы как следует подготовиться, а точнее, написать шпаргалки или отсканировать их с конспектов. Правда, рисковать и пользоваться ими прямо в аудитории не стоит – она оборудована камерами видеонаблюдения, и неизвестно, включены они или нет. Вместо этого попробуйте отпроситься на несколько минут.

Консультироваться с коллегами тоже не возбраняется, но где гарантия того, что сосед знает предмет лучше, чем вы?

Сам тест состоит из 50 вопросов (по 10 на дисциплину), и у каждого «студента» свой вариант. Правильно надо ответить как минимум на 43 из них. Неприятно удивило то, что мне (и не только мне) попалось несколько совершенно незнакомых вопросов, которых в розданных нам тестах не было и в помине. К счастью, их было немного, поэтому в лимит неправильно отвеченных (7 из 50) я уложилась. Но об этом, естественно, узнала только вечером, когда нам объявили результаты. В общей сложности экзамен завершился удачно для 60–70 процентов потенциальных аудиторов.

Однако успокаиваться было рано, поскольку через два дня нам предстояло пройти еще и устно-письменные «испытания». На консультации, которая проводилась сразу же после того, как объявили результаты тестирования, нам раздали экзаменационные билеты и задачи (естественно, все это под большим секретом). Мы же в свою очередь распределили между собой весь полученный материал, дабы не делать всем одну и ту же работу (искать ответы на все вопросы). Двух дней вполне хватило на то, чтобы подготовить две-три шпаргалки. К сожалению, лекций для этого было недостаточно, поскольку преподаватели, как потом выяснилось, не успели дать полный объем информации. Поэтому пришлось покопаться в учебниках, интернете и справочно-правовых базах.

В итоге на экзамен мы пришли во всеоружии. Нам даже удалось договориться (причем бесплатно, хотя поговаривали, что такие «услуги» обойдутся группе в 3 тысячи рублей) с секретарем, чтобы каждому попался «нужный» билет. Осталось только составить список фамилий с номерами «понравившихся» билетов и переписать приготовленные ответы на «экзаменационные» листы. Естественно, в таких условиях не сдать экзамен было бы просто неприлично.

Ну и, конечно, не обошлось без угощений для комиссии (около 500 рублей с каждого). Зато благодаря «столу» председатель комиссии практически не присутствовал на экзамене. Как ушел «угощаться», так и пропал. Появился лишь на следующий день (экзамен проходит два дня), да и то лишь для того, чтобы подвести итоги.

Сдам в аренду... аттестат

Все позади. Вроде бы можно и вздохнуть спокойно. Правда, ожидание заветной бумажки растянулось на два с лишним месяца, но это уже детали. Зато получение аттестата принесло мне не только положительные эмоции, но и дополнительную проблему. Дело в том, что каждые два года «лицензированный» аудитор должен участвовать в проверках, иначе аттестат аннулируют. А как это сделать, если основная моя работа не связана напрямую с аудитом? Конечно, за два года многое может произойти, но лучше позаботиться обо всем заранее. Поэтому я опять взялась за интернет. В свое время на соответствующих форумах попадались сообщения с предложениями подзаработать, сдав в аренду аттестат. Суть приработка такова: аудитор передает копию своего аттестата фирме, а та в свою очередь формально зачисляет того в штат. И фирме хорошо – чем больше аттестованных сотрудников (пусть и фактически не работающих там), тем солиднее компания, и аудитору, который сразу убивает двух зайцев: и действие аттестата продлевает, и свои расходы на учебу окупает (хотя бы частично). Жаль, что спрос на фиктивных сотрудников несколько спал. Ажиотаж наблюдался в августе-сентябре, когда аудиторские фирмы до 9 сентября должны были заполучить в штат не менее пяти таких специалистов. Тем не менее интересующие меня предложения хоть и редко, но попадались. Разослав пять-шесть сообщений со своими координатами, я принялась ждать.

Звонки стали поступать буквально на следующий день. Одни предлагали реальную работу по совместительству, за которую готовы были платить по 30–70 долларов за один день проверки. Это мне не подходило, поскольку отрываться от основной работы я не собиралась. Другие предлагали продать им копию аттестата, причем цены называли разные – от тысячи рублей в месяц (зарплата, начисляемая официально) до 9 тысяч рублей за год «проката» документа. В итоге я «оформилась» на три фирмы и полностью окупила свои затраты на обучение.

Виноват ли учебный центр?

Инга Трубцова, корреспондент журнала

Получить квалификационный аттестат аудитора могут не все, а только те, кто имеет высшее экономическое или юридическое образование. Причем вуз обязательно должен иметь государственную аккредитацию. Помимо этого претенденту необходимо проработать в экономической или юридической сфере не меньше трех лет, о чем сказано в Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Как правило, подтверждающие документы собирает учебный центр, который готовит специалистов к экзаменам, и по идее именно он должен следить за тем, чтобы кандидат отвечал вышеназванным условиям. А если сотрудники центра за этим не проследили? Человек заплатил деньги, прослушал курсы, успешно прошел тестирование, сдал экзамены и не получил аттестат по причине, например, недостаточного стажа или «неаккредитованности» вуза. Можно ли тогда предъявить претензии к учебному центру?

Сергей Семешкин, генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»:
– Учебный центр не несет в этом случае никакой ответственности, и предъявить к нему какие-то претензии нельзя. Ведь свою обязанность по подготовке специалиста к тестированию и экзамену он исполнил. А то, что гражданин не подходит по требованиям, в большей степени его проблемы. Надо было прочитать закон.

Поэтому, оплачивая обучение, не забывайте об этих нормах закона, иначе зря потратите деньги, время и нервы.