Научные основы определения и динамичность грэ. Экономика: Государственное регулирование экономики, Реферат. Субъекты и объекты ГРЭ

Научные основы определения и динамичность грэ. Экономика: Государственное регулирование экономики, Реферат. Субъекты и объекты ГРЭ

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.

Введение ………………………………………………………………..

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики
……………………………………………………………………………
1.1. Цели и задачи ГРЭ………………………………………………..
1.2. Объекты ГРЭ……………………………………………………….
1.3. Границы вмешательства государства в экономики…………….
1.4. Инструментарий государственного регулирования……………

Глава 2 Политика государственного регулирования экономики
……………………………………………………………………………
2.1. Социальная политика государства……………………………….
2.2. Финансовая политика государства……………………………….
2.2.1. Налоги…………………………………………………………….
2.2.2. Государственный бюджет……………………………………….

Глава 3. Государственное регулирование экономики в России
……………………………………………………………………………
Заключение ……………………………………………………………
Список использованной литературы ……………………………..

Работа содержит 1 файл

«Динамика методов и приоритетов государственного регулирования экономики».

Введение ………………………………………………………………..

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

1.1. Цели и задачи ГРЭ………………………………………………..

1.2. Объекты ГРЭ……………………………………………………….

1.3. Границы вмешательства государства в экономики…………….

1.4. Инструментарий государственного регулирования……………

Глава 2 Политика государственного регулирования экономики

………………………………………………………………… …………

2.1. Социальная политика государства……………………………….

2.2. Финансовая политика государства……………………………….

2.2.1. Налоги…………………………………………………………….

2.2.2. Государственный бюджет…………………… ………………….

Глава 3. Государственное регулирование экономики в России

………………………………………………………………… …………

Заключение ……………………………………………………………

Список использованной литературы ……………………………..

Введение

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность ГРЭ появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

ГРЭ направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами ГРЭ считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является, прежде всего, то что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики

1.1 Цели и задачи ГРЭ

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Основные функции ГРЭ:

Разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

Определение приоритетов макроэкономической политики;

Обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

Решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры, на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.

Задачи ГРЭ:

  1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
  2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.
  3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.
  4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
  5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
  6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
  7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил.
  8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
  9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
  10. Обеспечение национальной безопасности и др.

1.2 Объекты ГРЭ

Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, экономика в целом, то есть все то, что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия спектр объектов регулирования значительно расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени становятся общие условия существования и развития общества. К ним относятся проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества, оборонные и энергетические объекты, а также организации, выполняющие общегосударственные функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров и услуг. Оно финансирует расходы на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.

Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений.

Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

1.3 Границы вмешательства государства в экономику

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения.

Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Ы немыслимо. В дискуссиях и спорах сторонников различных экономических школ не отрицается необходи ость ГРЭ. Разные подходы и взгляды существуют по поводу масштабов, форм и интенсивности государственного вмешательства в экономику

Никто и никогда не снимал с государства ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что "невидимая рука" рынка должна дополняться видимой рукой государства, его регулированием экономи еских и социальных процессов общества то же представляет собой ГРЭ?

Но сначала разберемся, что означает в буквальном смысле слово - регулирование (от лат. regulo - устраиваю, приво у в порядок; норма, правило).

В словаре русского языка С.Ожегова слово "регулировать" объясняется следу щим образом: направлять развитие, движение чего-нибудь с целью привести в порядок, в систему. Например, регулировать дорожное движение, регулировать рынок труда. Регулирование экономики осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систе му устанавливаемых им норм и правил.

Что касается субъектов ГРЭ, то именно они проводят в жизнь государственную эконо ическую политику, являются главными исполнителями экономических интересов общества.

Субъекты - это наднациональные, национальные, центральные или федеральные, региональные, муниципальные или коммунальные (местные) органы управления.

Исполнителями экономических интересов общества - субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическо у принципу, а также Центральный банк. Не менее важное значение в понимании механизма ГРЭ имеют вопросы: 1) о целях и принципах; ) формах и методах, а также инст ументах регулирования. Что касается второй части проблем, то они подробно будут рассмотрены в третьей главе пособия.

Итак, каковы же цели и принципы ГРЭ? Главная цель государства в данном случае выражается в определении макроэкономи еских задач. От экономического развития страны в целом зависит благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и социальные проб лемы. А также региональные проблемы, возникающие под вл янием исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. Для их решения тоже требуется вмешательство государства, его региональная политика.

Одним словом, экономических целей наберется немало, но мы выделим основные из них:

1. Экономический рост. Желательно обеспечить производство товаров и услуг большего количества и лучшего качества, а также в более короткий срок производить и с наименьшими затратами.

Целевые установки реализуются на основе использования цел го ряда определенных принципов госрегулирования экономики . Их наберется значительно больше, чем самих экономических целей. Перечислим их, не классифицируя по определенному порядку или по каким-либо критериям:

Регулирование экономики требует соблюдения принципа не помешай рынку": соблюдай "правила игры";

Обеспечение экономической свободы и эффективности предпринимательской деятельности;

Разработка системы приоритетов в осуще твлении поставленных задач;

Социальная ориентация регулирования экономики;

В конечном счете механизм регулирования экономики должен быть направлен на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие в направлении какого-либо предусмотренного варианта по пути углубления экономических реформ и достижения более высокого уровня и качества жизни.

Границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности;

Социальные границы налогообложения лиц, работающих по найму и средних слоев;

Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем "Исследовании о природе и причинах богатства народов (1776 г.). Согласно ег трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" - личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

Лучший вариант для государства - это придерживаться политики laisser faire (фр . выраж ение: пусть каждый идет свои путе м - невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be - пусть все идет как идет . Поскольку главным регуляторо экономики, по А.Смиту выступает рынок, ледовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода.

Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929-1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспе чивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро и меняются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Приоритетная роль монетариз а в разработке и проведении денежно-кредитной политики за последние десятилетия в странах Запада привела к сокращению в ешательства государства в банков ско-кредитную сферу. Почти во всех странах Запада главную ответственность за денежно-кредитную политику несет Центральный банк, который стремится воздействовать на макроэкономические процессы более гибкими (косвенными) методами:

Регулирование количества денег в обращении;

Регулирование банковских резервов

Регулирование размеров ссуд и кредитов, предоставляемых к ммерческим банкам;

Регулирование ставкой процента и т.д.

Суть монетаризма можно свес т к двум основополагающи тезисам:

1. Деньги играют основную роль в макроэкономике.

ЦБ может воздействовать на денежное предложение, т.е. на количество обращающихся денег(рост не более 3-5% в год).

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Идейные корни монетаризма уходят в классическую экономическую теорию. Монетаристы, как и представители классической школы, являются ярыми сторонниками свободного рынка.

Рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству, считают они, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Государственное управление считается бюрократическим, неэффективным и даже вредным для индивидуальной инициативы; оно подавляет свободу человека. Государственный сектор, по их мнению, должен быть как можно меньше. Таким образом, взгляды

Исторически сложились три ведущих методологических подхода к ГРЭ: классическая, кейнсианская и институционально-социальная.

Классическая модель, предполагает минимальное вмешательство в экономику и основана на концепции А. Смита, где государство – это «ночной сторож» рыночной экономики. В соответствие с этой концепцией – бизнес производит и потребляет, государство занимается охраной права собственности и мягко воздействует на «правила естественной игры» предпринимателей и рабочих, потребителей и производителей, вытекающие из законов рынка. Но оно должно жестко реагировать на отклонение от «естественных правил» собственности, вплоть до применения силы (права, суд, армию, полицию и т.д.).

Кейнсианская модель, предполагает активное и по возможности максимальное вмешательство государства в экономику с целью минимизации циклических колебаний, безработицы, инфляции и потерь ресурсов и продуктов всех участников рынка.

Институционально-социальная модель, предполагает реализацию трех функций государства, путем его исторического оптимального вмешательства в экономическую жизнь общества, через силовые структуры, экономические и социальные факторы (институты). Исторически обусловленная реализация этих функций государством должна обеспечивать минимум отрицательных и максимум положительных внешних эффектов в хозяйственной жизни, дополняя этим сумму полезных эффектов внутри самой рыночной системы.

СИГ – социальные институты государства, как носители, защитники и выразители традиций, привычек, исторического опыта, международных обязательств, культуры, здравоохранения и т.д.

РБСИФ – регулирование баланса социальных интересов фирм;

РБСДХ – регулирование баланса социальных интересов домохозяйств;

ТУ – товары и услуги;

ЧН – чистые налоги;

ФП – факторы производства;

И – издержки производства;

ДДХ – доходы домохозяйства;

РД – ресурсы домохозяйства;

ПД – продукты домохозяйства;

ДФ – доходы фирм

РОФ – регулирование отклонений фирм;

РОДХ – регулирование отклонений домохозяйств;

Институционально-социальная модель является самой сложной по составу факторов. Ее непросто представить чисто количественно. Она показывает пределы узких (специальных) макроэкономических подходов к столь непростым явлениям, как воздействие государства на хозяйственную жизнь общества, воплотив в себя элементы двух предыдущих моделей.

2. Основные понятия грэ

Государственное регулирование (ГРЭ) - в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики (ГЭП).

Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи , например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Государство отвечает за:

    Фискальную политику (бюджет, налоги)

    Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка)

    Регулирование внешней торговли

    Регулирование распределения доходов

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

    Денежно-кредитная (монетарная) политика - контроль над денежной массой в экономике. Её цель - поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на :

    Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

    Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

    Внешнеэкономическое регулирование

Формы регулирования

    Государственные целевые программы (социальные)

    Прогнозирование

    Моделирование ситуаций

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.

Объекты и цели ГРЭ.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ это:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

условия конкуренции;

социальные отношения, социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции.

В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала . Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению.

Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ .

Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач.

Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы).

Цели ГРЭ.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом.

От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ.

Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлено на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлено на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой.

Средства ГРЭ.

Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения . Например, правительство запретило строить предприятия в пределах Москвы. Оно не увеличило налоги или штрафы, а просто прекратило выдачу лицензий. Меры принуждения можно показать тем, что государство обязывает промышленные предприятия организовывать на местах производственное обучение, создавать бытовые условия для рабочих, занятых на производстве.

Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения.

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.

Самостоятельным комплексным инструментом ГРЭ является государственный сектор в экономике.

Тема 1.Теоретический аспект государственного регулирования экономики и его объект

  1. Объективная необходимость государственного регулирования экономики и ее сущность.

  2. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики.

  3. Объекты и субъекты ГРЭ

1.Объективная необходимость ГРЭ и его сущность.

Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.

Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике.

^ Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Рыночный механизм сам по себе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.
^ 2. Роль государства в становлении и развитии рыночной экономики.

Государство - институт политической власти. Впервые термин stato ввел Н. Маккиавелли для обозначения государства как института политической власти. Такой институт явился закономерным результатом общественного разделения труда, возникновения частной собственности и классов.

Одним из главных признаков формирования государственной организации явилось выделение из общества особого слоя людей, выполняющих управленческие функции и наделенных особыми властными полномочиями.

С середины XVII до середины XIX века роль государства ограничивалась выполнением функций, созданием необходимой правовой базы для взаимоотношения хозяйственных субъектов. Государство должно было наблюдать за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей.

С конца XIX века возникла необходимость в сильном государственном вмешательстве в экономический процесс. Это объяснялось тем, что производство достигло невиданных масштабов. Речь идет об усилении концентрации и централизации производства, усложнении экономических связей и обострении социальных проблем. Государство начинает активно вмешиваться в регулирование экономики, становится институтом макроэкономuческого регулирования.

Постепенное расширение экономических функций государства с конца XIX в. проходит три этапа. Начало первого этапа связано с первой мировой войной. Он продлился до Великой депрессии 1929-1933 п. Третuй этап начинается после второй мировой войны и длится до середины 50-х гг. В отличие от предыдущего этапа этот этап характеризуется тем, что антициклическая политика дополняется системой мер по стимулированию темпов экономического роста. Этот этап подготовил необходимую материальную почву для следующего этапа, получившего название «золотого века капитализма».

Государственная политика в середине 50-х - середине 70-х п. ХХ в. исходила из следующих посылок:

1. Экономика должна быть смешанной, а не только частнокапиталистической. Необходимость государственного вмешательства в экономику обусловлена так называемыми изъянами рынка, т.е наличие общественных благ и естественных монополий, внешних воздействий и неполнота информации (неполнота рынков).

2. Необходима скоординированная макроэкономическая политика в связи с тем, что рынок сам по себе не способен приводить к стабильным макроэкономическим результатам.

3. Рынок сам по себе не может привести к равномерному распределению доходов. Поэтому государство, с одной стороны, должно регулировать распределение доходов, а с другой - защищать тех, кто лишился источников дохода.

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др.


  1. ^ Объекты и субъекты государственного регулирования экономики.
Объекты государственного регулирования экономики – сферы отрасли, регионы, ситуации, а также явления социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, когда их решение необходимо в кратчайшие сроки.

Основные объекты государственного регулирования:

Условия накопления капитала;

Платёжный баланс;

Условия конкуренции;

Подготовка и переподготовка кадров;

Окружающая среда;

Внешнеэкономические связи.

По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия:


  • Общехозяйственные процессы - экономический цикл, денежное обращение, занятость, инвестиции, НИОКР, цены;

  • Крупные секторы экономики - секторальная, отраслевая, региональная структура хозяйства, сельское хозяйство, финансовая сфера, инфраструктура;

  • Отрасли и корпорации;

  • Комплексное развитие регионов страны.
Главный предмет государственного воздействия - рост национального богатства и национального имущества. Суть регулирующих мероприятий по отношению к предмету состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.

^ Субъектами государственного регулирования экономики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов - это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Выразители хозяйственных интересов - объединение деловых кругов, профсоюзы, политические партии т. д., которые осуществляют собственные концепции социально-экономической политики и оказывают и оказывают воздействие на государственные органы.

Исполнители хозяйственных интересов – органы трёх ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная), построенные по иерархическому принципу, а также Национальный банк.

Обратная связь между государственным регулированием экономики и носителями хозяйственных интересов довольно жесткая.

Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.

Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в показателях, не всегда поддающихся точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и носителями хозяйственных интересов.


  1. ^ Основные задачи и структура ГРЭ.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования. Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

Экономический рост;

Полная занятость;

Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Внешнеэкономическое равновесие.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП.

С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Решение трех перечисленных целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и создает более благоприятные условия для достижения внешнеэкономического равновесия.

^ Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность укрепления существующего строя внутри страны и за рубежом и адаптация его к изменяющимся условиям. Достижения генеральной цели возможно 2-мя способами:


  1. построением многоугольников целей;

  2. построением дерева целей.
В качестве экономических целей могут быть: экономический рост и экономическое развитие; полная и эффективная занятость; ориентация на достижение экономической эффективности; справедливое распределение доходов и другие.

Значимость и последовательность постановки целей в той или иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей.

Тема 2. Понятие методологии ГРЭ и ее основные элементы .
1. Воспроизводчственный кругооборот и взаимосвязь экономических элементов.

3. Основные механизмы и методы ГРЭ.

4. Методологи ГРЭ и ее совершенствование.

1.Воспроизводственный кругооборот и взаимосвязь экономических переменных.

Систематизировать показатели общественного воспроизводства можно на основе схемы кругооборота ресурсов и продукции. В структуре воспроизводственного процесса при отражении его со стороны предложения можно выделить следующие блоки макроэкономических показателей:


  • Производственные ресурсы;

  • Производственный продукт;

  • Распределенный продукт;

  • Показатели динамики производственных ресурсов.
Производственные ресурсы включают в себя: факторы производства и научно-технический потенциал (его часто воспринимают как ""человеческий капитал"").

Показателями результатов производственной деятельности выступают валовой внутренний продукт, совокупное предложение, добавленная стоимость, чистый национальный продукт.

Показателями распределения продукта являются промежуточное потребление, частные потребительские расходы, государственное потребление, инвестиции, чистый экспорт.

Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных выступают потенциальный ВВП, производительность труда, акселератор, мультипликатор и баланс народного хозяйства.

В структуре воспроизводственного процесса при отражении его со стороны спроса можно выделить следующие блоки макроэкономических показателей:


  • Процесс образования стоимости ВВП (факторные доходы);

  • Процесс образования стоимости ВВП по направлениям конечного использования.
Факторные доходы – это денежные и натуральные поступления от использования факторов производства. К факторным доходам относятся: личный доход, национальный доход, амортизация, заработная плата, сбережения.

Показателями распределения ВВП выступают: склонность к сбережению, склонность к импортированию, склонность к потреблению, склонность к инвестированию, индексы цен.
2. Концепции и принципы ГРЭ, их динамичность

С точки зрения концептуальных основ, лежащих в основе системы мер государственного регулирования выделяют 2 основные модели:

1) классическая модель;

2) неоклассическая модель.

Классическая модель основана на теории А.Смита и Д. Рикардо. Эта модель предполагает минимальное вмешательство государства в регулирование рыночных процессов.

Неоклассическая модель включает 2 основные концепции:


    1. кейнсианская

    2. монетаристская.
Неоклассическая модель предусматривает увеличение роли государства в регулировании экономических процессов. В кейнсианстве – регулирование воспроизводительного процесса через спрос, в монетаризме – через предложение.

Ещё одна модель государственного регулирования возникла после учений Маркса – активная роль государства во всех экономических и политических процессах чрез систему планирования.


  1. Средства, формы и методы ГРЭ. Состав и приоритетность методов ГРЭ.
Средства государственного регулирования экономики.

Все средства подразделяются на: административные и экономические.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба, они базируются на силе государственной власти.

Экономические средства делятся на средства денежно-кредитной политики и фискальной политики.
Формы и методы государственного регулирования экономики.

Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям.

Различаются методы прямого и косвенного влияния. ^ Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

^ Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

^ Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг.

^ Прямые административные методы могут быть представлены следующим образом:


  • принятие законодательно-нормативных документов, положений;

  • управление государственной собственностью, в том числе:
- управление предприятий государственного сектора;

Государственную казну;

Государственные инвестиции;

Государственные кредиты;

Субсидии;


  • лицензирование и квотирование;

  • применение санкций;

  • охрана окружающей среды;
Прямые экономические методы - это:

  • формирование и использование бюджета;

  • формирование налоговой политики;

  • формирование амортизационной политики;

  • определение нормы банковского резерва;
Косвенные экономические методы можно представить как:

  • целевое программирование;

  • установление минимальной заработной платы;

  • регулирование цен на некоторые виды товаров и услуг;

  • антимонопольная политика, защита конкуренции.

  • государственное экономическое прогнозирование;

  • индикативное планирование;

  • регулирование налоговой системы;

  • кредитно-денежные инструменты;

  • валютные рычаги;

  • социальная политика;

  • внешнеэкономические формы воздействия.
Особое место среди средств государственной экономики играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ними обращение и реализация скрытых резервов.

Суть такого регулирования заключается в изменения ставки и порядка амортизационного списания, когда государство определяет часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путём включения в издержки производства, и затем, перечислено в амортизационный фонд денежного финансирования новых капиталовложений.

С помощью ускоренной амортизации можно регулировать хозяйственный цикл, занятость и НИОКР.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов и регуляторов (инструментов, рычагов воздействия) обеспечивают достижение поставленных целей и решение экономических и социальных задач.
Необходимость ГРЭ обусловлена следующими причинами:

  • масштабы современной экономики столь велики, что любые экономические кризисы, органически присущие рыночной экономической модели, весьма разрушительны, что особенно наглядно проявилось во время мирового экономического кризиса 30-х годов – Великой депрессии, и этот урок мир хорошо усвоил;
  • современное производство – это крупное индустриальное производство, порождающее тенденцию к монополизму, который несовместим с конкуренцией и свободным ценообразованием, и при этом только государство может законодательно ограничить влияние монополистов;
  • в каждой национальной экономике существует большой и жизненно важный так называемый государственный сектор: оборона, магистральный транспорт, почта, связь, наука (особенно фундаментальная), образование, здравоохранение, экология, производственная и социальная инфраструктура, где рыночные механизмы и стимулы работают недостаточно хорошо, и поэтому государство берет на себя содержание и управление этим сектором экономики;
  • производство и потребление иногда сопровождается внешними эффектами, которые несут третьи лица и которые субъекты рынка обычно не принимают во внимание; государство может применять стимулы или наоборот санкции к тем, у кого производство сопровождается положительными или наоборот отрицательными внешними эффектами.
Роль регулирующего центра может выполнять только государство, так как государство это институт, представляющий все общество и имеющий право внеэкономического вмешательства в экономические отношения.
Цели ГРЭ:
  • поддержание экономической и социальной стабильности в обществе;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • повышение качества жизни своего населения;
  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов (безработицы, инфляции, бедности, загрязнения, истощения природной среды).
Экономические функции государства:
  • создание общих условий для эффективного функционирования и поощрения экономического роста;
  • разработка и реализация долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны;
  • прогнозирование и планирование темпов и пропорций экономического развития;
  • обеспечение правовой (законодательной) базы функционирования экономики;
  • поддержка конкуренции, борьба с монопольными тенденциями и ростом цен;
  • обеспечение стабильной работы денежной системы;
  • разработка и исполнение государственного бюджета;
  • налаживание и регулирование внешнеэкономической деятельности, защита своих товаропроизводителей на мировых рынках;
  • проведение социальной политики и социальной защиты.
Типы ГРЭ:
  • полный государственный монополизм в управлении национальным хозяйством (примеры – бывший СССР, Куба, Северная Корея);
  • крайний либерализм, признающий только условия неограниченного частного предпринимательства;
  • различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, реализованные в разных моделях рыночных экономик в 172 странах современного мира.
Методы ГРЭ:
Различают правовые, административные и экономические методы государственного регулирования экономики.
Правовые методы – установленные государством правила экономического поведения для производителей и потребителей. Для управления современной экономикой необходимо примерно четыре тысячи законов и нормативных актов. Основной закон страны – Конституция. Экономическая деятельность регулируется примерно 25 Кодексами (налоговым, трудовым, таможенным, транспортным и другими).
Административные методы – это различные разрешения и запреты, лицензирование, квотирование, контроль над системообразующими ценами, валютным курсом и т.п. Эти меры имеют силу приказа и не опираются на экономические интересы и стимулы.
Экономические методы прямые – это целевое финансирование из бюджета, дотации, пособия, льготные кредиты, доплаты.
Экономические методы косвенные – это различные рычаги бюджетной, кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, внешнеэкономической, таможенно-тарифной, социальной политики, оплаты труда.
Рассмотрим систему государственного регулирования экономики на примере Республики Беларусь (схема 6). В состав системы ГРЭ входят субъекты ГРЭ (кто управляет), объекты ГРЭ (кем управляют и какие процессы регулируют), регуляторы (рычаги, способы воздействия).

Субъекты ГРЭ – это органы управления законодательной, судебной и исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы регулирования экономического и социального развития страны. В системе ГРЭ они управляют восемью функциональными подсистемами, а именно правовой, индикативного планирования, административного регулирования, бюджетной, налоговой, кредитно-денежной, ценовой, социальной политики и социальной защиты, а также одиннадцатью отраслевыми и межотраслевыми комплексами и сферами (схема 6, схема ГРЭ). К ним относятся: Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк, Министерство социальной политики и социальной защиты, Министерство промышленности, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство строительства и архитектуры, Министерство транспорта, связи, Министерства здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и другие.
Объекты ГРЭ – это различные предприятия, отрасли, сферы, регионы и экономические процессы, которыми управляют и которые регулируют.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Регуляторы (рычаги, способы воздействия):

  • в подсистеме правового регулирования – законы и законодательные акты, регулирующие институциональные преобразования и социально-экономическое развитие: всего примерно 4-4,5 тыс. законов и нормативных актов;
  • в подсистеме индикативного планирования – прогнозы, программы, бизнес-планы;
  • в подсистеме административного регулирования – это государственный заказ, государственные закупки, квоты, лицензии;
  • в подсистеме бюджетного и внебюджетного регулирования – уровень централизации финансовых ресурсов в госбюджете страны, соотношение между центральным и местными бюджетами; соотношение между бюджетом и внебюджетными фондами; структура доходов и расходов, дефицит (профицит) госбюджета в процентах к ВВП;
  • в налоговой подсистеме – перечень централизованных и местных налогов, взимаемых соответственно в центральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды, а также льгот по налогам, применяемых в стране;
  • в кредитно-денежной подсистеме – учетная ставка банковского процента, проценты за кредиты, нормы обязательных резервов и другие показатели и нормативы банковской деятельности;
  • в подсистеме цен – в качестве экономических рычагов или инструментов выступают цены трех основных видов: договорные, государственные и мировые;
  • в подсистеме социальной политики и социальной защиты населения – это минимальный потребительский бюджет, минимальная зарплата, бюджет прожиточного минимума (черта бедности), размеры пособий по безработице, размеры пенсий, пособий, адресных потребительских субсидий, индексация доходов в соответствии с темпом инфляции.
В настоящее время применяются два наиболее признанных подхода к регулированию развития национальных экономик. Монетарный (неоклассический) исходит из того, что рыночная система может обеспечить макроэкономическую стабильность преимущественно методами саморегулирования с помощью свободного ценообразования и либеральной кредитно-денежной политики. Кейсианский подход делает акцент на активном вмешательстве государства в экономику. В реальности обычно применяются оба подхода в зависимости от реально складывающейся ситуации.
Монетарный подход к ГРЭ в качестве способов воздействия предлагает:
  • максимальное сокращение государственного бюджета;
  • значительное сокращение государственного сектора;
  • либерализацию ценообразования;
  • либерализацию внешнеэкономической деятельности;
  • либерализацию денежно-кредитной политики и финансового рынка.
Кейнсианский подход к ГРЭ предлагает:
  • сохранение значительного государственного сектора в экономике;
  • перераспределение ресурсов в приоритетные секторы экономики с помощью бюджетного регулирования;
  • контроль за экспортом и импортом;
  • регулирование роста цен и зарплаты;
  • регулирование учетной ставки банковского процента;
  • регулирование курса национальной валюты.
Теневая экономика – это скрытая от государства предпринимательская и иная экономическая деятельность, приносящая прибыль в результате уклонения от налогов, обмана, подлога, занятия запрещенными и потому криминальными видами экономической деятельности.
Размеры теневой экономики в мире оцениваются ориентировочно для развитых стран мира в размере 15-20% от ВВП, в отдельных странах Азии, Африки и Латинской Америки – 30% и более.
Теневая экономика не оценивается однозначно негативно. Часть деятельности людей по оказанию бытовых услуг, ремонту и строительству жилья, по обслуживанию автомобилей, бытовой техники, частная медицинская и педагогическая практика – относится к теневой, но не криминальной экономике. Главное противоправное нарушение здесь – уклонение от налогов. За это государством предусмотрена административная ответственность. Если скрытая деятельность является общественно опасной и преступной (наркобизнес, проституция, торговля детьми, порнобизнес, незаконная торговля оружием и т.п.) – предусмотрена за нее уголовная ответственность.
Структуру теневой экономики можно представить в виде трех укрупненных блоков:
подпольная («серая») экономика – экономическая деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, но с целью получения неконтролируемого и необлагаемого налогами дохода;
фиктивная (мошенническая) экономика – экономическая деятельность, связанная с обманами, фальсификациями: лжепредпринимательство, выманивание кредитов, изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, кредитных и расчетных документов, фиктивное банкротство, ложная реклама и т.п.;
криминальная («черная») экономика – ориентированная на удовлетворение деструктивных общественных потребностей: наркобизнес, торговля людьми и т.п.
Основные виды экономических преступлений: незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, фальшивомонетничество, фиктивное банкротство, злоупотребления при выпуске (эмиссии) ценных бумаг с целью создания «финансовых пирамид», коммерческий шпионаж, криминальная приватизация имущества, легализация (отмывание) криминальных денежных средств, рэкет – т.е. вымогательство имущества и денег путем угроз и насилия, хищения, таможенные нарушения правил перемещения ценностей через границу, контрабанда, недобросовестная конкуренция, взяточничество, коррупция (подкуп) должностных лиц, налоговые правонарушения и преступления.
Основная тяжесть борьбы с экономическими преступлениями лежит на органах прокуратуры, внутренних дел, таможенной и пограничной службе, налоговой полиции.